Утвердят ли закон о Частных Военных Компаниях в России?

HelmetО праве учреждать частные и коммерческие армейские подразделения говорилось и предлагалась давно, даже в последние «кооперативные» годы существования Советского Союза. Тем не менее, современная Россия, некогда взявшая курс на устройство социально-демократического государства с либерально-светским уклоном, не считала это правильным и возможным. По мнению большинства представителей кабинета министров и законодательных органов, с обеспечением безопасности имущества корпораций, компаний, предприятий, а также физических и юридических лиц, вполне справляются частные охранные агентства.

Однако в нынешних неблагоприятных для России внешнеполитических условиях, где не последнюю роль сыграли события на Украине, «санкционное» охлаждение отношений с Евросоюзом и эскалация политической напряженности со стороны США, вопросы с созданием дополнительных негосударственных милитаризованных сил становятся актуальными. По утверждениям авторов и сторонников законопроекта о ЧВК (частных военных компаниях), новый инструмент обеспечения безопасности внутри страны и внешнеполитического влияния способен не только оздоровить экономическую ситуацию в России, но и улучшить геополитическую атмосферу, как вблизи границ Российской Федерации, так далеко за её пределами.

Действительно ли это так и назрела ли необходимость принятия закона о ЧВК? Попробуем разобраться…

Что представляет собой закон о ЧВК.

Краткий обзор:

В целом, закон о ЧВК характеризуется наделением дополнительными военизированными полномочиями определённых компаний на законодательной базе уже существующих и действующих частных охранных структур. Однако в отличие от них, в числе учредителей и руководителей ключевых подразделений не могут быть иностранцы, а набор сотрудников будет осуществляться среди лиц, прошедших специальную и военную подготовку, годных к военной строевой службе и не имеющих судимости. При этом, по примеру стран, уже имеющих аналогичные армейские формирования, российское гражданство среди рядовых сотрудников не будет иметь значение, а поле деятельности может быть развернуто как внутри России, так за рубежом с возможностью предоставления следующих услуг:

  • вооруженная охрана физических, юридических и государственных лиц, а также их имущества, включая промышленные объекты, частную недвижимость, воздушный, морской и наземный транспорт;
  • участие в специальных и боевых операциях, связанных с обезвреживанием террористических и преступных формирований, в том числе с предоставлением услуг по сбору информации, проведению разведки, тактико-стратегическому планированию, военному консультированию, оперативной разработки и логистической поддержки;
  • военизированное обеспечение безопасности на мероприятиях с массовым скоплением людей, арест зачинщиков уличных беспорядков, содержание под стражей и сопровождение заключенных;
  • полное или долевое финансирование разработок и усовершенствования вооружения, их эксплуатация и техобслуживание;
  • консультирование, подготовка и обучение лиц из частных и государственных охранных и военизированных структур.

Ключевые аспекты или положительные моменты закона о ЧВК:

Главным достоинством закона о Частных Военных Компания является то, что Российская Федерация получает действенный инструмент для геополитического влияния за рубежом. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к недавним событиям на Украине, где в разведывательных, оперативных и армейских операциях достаточно активно принимали участие иностранные легионеры и наемники. При этом ни одна норма международного права не может упрекнуть США или Европу в военном или политическом вмешательстве в дела суверенной республики. А таких примеров по всему Земному шару великое множество.

Ко второму ключевому аспекту закона о ЧВК можно отнести использование частных, спонсорских и инвестиционных средств. То есть, на учреждение Частной Военной Компании и на её дальнейшее содержание не потребуется государственное или бюджетное финансирование. Кроме того отпадет необходимость в комплектовании дополнительных чиновничьих должностей на федеральном и региональном уровне государственной власти, с учетом того, что все функции по лицензированию, надзору и контролю над деятельностью ЧВК могут быть переданы под юрисдикцию ФСБ.

Нельзя не отметить и положительный экономический эффект от принятия данного законопроекта. Это и открытие сотен тысяч рабочих мест для профессиональных военнослужащих, и высвобождение бюджетных средств на их содержание и социальную защиту, и появление еще одной статьи дохода в виде налоговых выплат от ЧВК, и многое другое.

Недостатки закона о ЧВК:

По мнению целого ряда военных и политических экспертов, закон о ЧВК преждевременен и может стать неким «ящиком Пандоры» по части сосредоточения достаточно внушительной силы в руках одного человека или группы лиц. В условиях неблагоприятной коррупционной обстановки и случаев игнорирования законов со стороны высокопоставленных лиц, не исключяется факт использования ЧВК в собственных корыстных целях достижения власти, рейдерства или обогащения.

Сюда же можно отнести недостаточно хорошо проработанный механизм учреждения Частных Военных Компаний. Пока нельзя дать 100%-ной гарантии тому, что этой возможностью не воспользуются реакционно настроенные террористические, религиозные, фашистские и прочие подпольные организации. Как правило, они обладают большими финансовыми ресурсами, а получив доступ к легальному вооружению, вполне могут приступить к дестабилизации ситуации в России, прикрываясь благовидным предлогом предоставления военизированных услуг тем или иным лицам и компаниям.

Еще одним значительным минусом закона о ЧВК является фактор возможного снижения защиты секретности объектов, научных разработок, стратегических планов России и прочих. По крайней мере, об этом свидетельствуют многие рассекреченные материалы, поступившие из недр ныне существующих американских и европейских частных военных компаний.

Примут ли закон о ЧВК в 2014-2015 году?

Согласно прогнозам аналитиков, говорить о принятии закона о ЧВК еще рано и преждевременно. Основная причина лежит не только в плоскости вышеозначенных недостатков законопроекта, но и в механизмах законотворчества. А именно, перед принятием закона о ЧВК необходимо:

  • проделать работу по адаптации закона о ЧВК к нормам и положениям международного права;
  • внести значительные изменения в Трудовой, Налоговый, Гражданский и Уголовный Кодексы Российской Федерации;
  • исключить риски двоякого и неблаговидного использования закона о ЧВК.

Кроме того, от Президента России, Правительства РФ и депутатов ГосДумы потребуется их политическая воля, государственная дальновидность и управленческая мудрость. Можно ли всего этого достичь за год? Сомнительно, даже, несмотря на то, что вопрос об учреждении Частных Военных Компаний в России давно уже созрел…