Юридические аспекты деятельности ЧВК — гарантии и ответственность

Виток либерализации в западных странах наряду с сокращением военных бюджетов и армий дали толчок развитию ЧВК, выбросив многих профессиональных военных на данный рынок. Спустя годы, роль таких компаний существенно выросла, как в ближнем зарубежье, так и в целом, на международном рынке. Каким статусом обладают данные компании сегодня?

 
Содержание статьи:

Как показывает время (и уже — история), увлечение государств созданием ЧВК не только приносит свою выгоду этим странам, но и, к сожалению, чревато определенными проблемами, разрушительную силу которых даже сложно предположить.

Президент РФ поддержал в 2012-м году идею легализации ЧВК. В их же пользу высказывался вице-премьер Рогозин. В октябре 2014-го уже поступил на рассмотрение соответствующий законопроект.
 

Международные законы о частных военных компаниях

Прежде всего, стоит отметить, что конкретных международных норм, которые бы четко регламентировали статус сотрудников ЧВК и самих компаний, на сегодняшний момент просто не существует. Большая часть бойцов различных ЧВК осуществляют свою деятельность согласно контрактам в качестве специальных сотрудников – технических специалистов, советников, инструкторов и пр. Подписанные документы формально лишают их права участия в военных действиях и ношения военной формы определенной стороны, а оружие позволяется применять исключительно для самообороны, однако эти формальности не мешают сотрудникам ЧВК, как нарушать законы, так и легко уходить от ответственности.

С помощью каких юридических правовых норм регулируется деятельность ЧВК на международном рынке?

Наемничество официально запрещено (наказуемо) в большинстве стран мира. Но четкого нормативного акта, который бы строго регламентировал работу ЧВК, или хотя бы устанавливал их статус, нет.
 

А правовое положение самих компаний зависит от следующих факторов:

  • Вид проводимой операции.
  • Международно-правовое положение самих сотрудников.

В целом, в международно-правовом арсенале государств есть только нижеперечисленные инструменты:

  • Ст.47 Доп/протокола №1 от 08/06/77 к Женевским конвенциям от 12/08/49 о защите жертв международных вооруженных конфликтов.
    Документ говорит об отсутствии права у наемников на статус комбатантов (регулярная армия) или военнопленных. И определяет наемника как человека, завербованного для участия в вооруженном конфликте, руководствующегося личной выгодой, воюющего за вознаграждение, превышающее вознаграждение участников регулярной армии.
  • В США регулирование оказания таких услуг осуществляется с помощью закона «О контроле над экспортом вооружений».
    Соответственно ему, ЧВК для деятельности за рубежом лицензируется госдепартаментом. Он же контролирует выполняемость контракта. А сделки суммой свыше 50 млн $ и вовсе должны быть одобрены конгрессом страны.
  • В ЮАР ЧВК лицензирует нацкомитет по контролю над простым вооружением, соответственно Акту о наемниках от 1998-го года – закон о регулировании иностранной военной помощи.
  • Резолюция ООН от 1974-го года — «Определение агрессии». В ней использование наемников с применением силы против другой страны квалифицируется как международное правонарушение.
  • Резолюция ООН от 14/12/79-го
    В ней наемничество определяется как угроза международному миру/безопасности и заявляется как преступление против человечества наравне с геноцидом, убийством и пиратством.
  • 20/10/2001-м вступила в силу Конвенция ООН, принятая еще в 1989-м – О запрете на вербовку, использование, финансирование и обучение наемников. Данные обязательства приняли на себя к 2003-му 25 государств.
    В этой конвенции определение наемника стало более широким: наемник уже — не только участник вооруженных конфликтов и завербованное для этих целей (за солидный гонорар) лицо, но и лицо, участвующее за деньги в нарушении территориальной целостности другой страны, в свержении правительства, в спланированных актах насилия.
  • Green Рарег (Великобритания, от 2002-го) и Швейцарская инициатива (от МККК и швейцарского правиельства, 2006-й г) — правовые инициативы, касающиеся усиления контроля над деятельностью ЧВК.
    Поддержаны 16-ю странами, в числе которых США с Украиной, Австралия и Германия, Польша с Канадой, Великобритания, Афганистан и пр. Суть инициатив:
    1 — создание международного органа для контроля над деятельностью ЧВК с правом на запрет их деятельность в государствах-«агрессорах»,
    2 – международный контроль над режимом лицензирования этих компаний,
    3 – мониторинг за деятельностью компаний и разработка соглашений меж государствами, обладающими ЧВК.
    Данные инициативы завершились созданием в 2008-м году Документа Монтре.
  • Международный кодекс поведения ЧОК (2010-й г)
    К нему присоединились более 592 ЧВК из 70-ти государств (из них США – 62 ЧВК, Великобритания – 199 ЧВК). Документ стал началом узаконивания наемничества на базе международно-правовых основ использования наемников, МГП и законодательства в сфере прав человека.
    Согласно данному кодексу, выполнение его норм – непременное условие при заключении любого вида контракта в области военных услуг на международном уровне.
    Стоит отметить что, как данный Кодекс, так и Документ Монтре – это документы рекомендательного характера, не обладающие юридической силой.
  • Документ Монтре (2008-й г)
    В нем содержится около 70 рекомендаций для регулирования деятельности сотрудников ЧВК (прим. в документе используется термин — ЧВОК) непосредственно в зонах военных конфликтов. За нарушение МГП, согласно документу, ответственны государства происхождения ЧВК, государства-контрагенты, а также государства территориальной юрисдикции.
    Все государства, согласно Документу Монтре, обязуются пресекать нарушения ЧВОК МГП, расследовать нарушения, принимать соответствующие законы, искать и привлекать к ответственности нарушителей.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас (особенно США и Великобританией) ставится задача полного контроля услуг ЧВК на мировом рынке через создание единого органа (международного) лицензирования, аудита/мониторинга таких компаний.
 

Ответственность государства – российские законы о частных военных компаниях

О деятельности отечественных ЧВК на сегодняшний день известно мало. Официально в нашей стране таких компаний нет.

На их месте сегодня стоят ЧОП-ы, существующие на основании законов об оружии, о ЧОД и др.

Законодательства, четко регулирующего деятельность ЧВК в нашей стране, нет. Зато есть уголовная статья, как за подготовку наемников в России, так и за само наемничество. Компании из РФ, работающие за границей, сегодня являются организациями консалтингового или охранного характера.
 

Что говорит российский закон о ЧВК?

Официально, несмотря на попытки регламентации данного инструмента, статус ЧВК остается неурегулированным на законодательном уровне. Данные организации остаются вне закона на основании:

  • Ст.359 УК РФ – Наемничество.
  • Ст. 208 УК РФ — Организация незаконного вооруженного формирования.

+ отсутствие легальных возможностей для покупки боевого современного оружия.

Одновременно с тем, нередко мелькает информация о деятельности за рубежом отечественных ЧВК (Редут-Антитеррор, РСБ-Групп, Тигр Топ Рент Секьюрити и пр.). Официально направлением их работы является охрана/защита в определенных зонах повышенной террористической активности, военный консалтинг и пр. То есть, весь комплекс мероприятий, который законами не запрещается: в РФ – консультирование, охрана, а за рубежом – работа в полном объеме и соответственно законодательству определенной страны.

  • Основное отличие отечественных ЧВК от иностранных: наши специалисты не принимают участия в геноциде, свержении власти, войнах против легитимных правительств. Работа российских ЧВК – это услуги по обеспечению безопасности в местах с нестабильной политической, а также с криминальной обстановкой.

Одна из ключевых причин, почему важна легализация ЧВК в РФ – это «текучка» кадров из нашей страны. Не секрет, что для зарубежных ЧВК отсутствие в России своих подобных компаний – это прямая выгода: наших профессионалов рекрутируют самые крупные зарубежные ЧВК, из страны утекают узкоспециализированные военные профессионалы, наши военные тренируют сотрудников иностранных подразделений и пр.

Принятие закона о ЧВК в РФ станет началом развития данной сферы, устранив проблему утекания кадров за рубеж.
 

Закон о легализации ЧВК в России

Он внесен в октябре 2014-го депутатом Носовко.

Данный законопроект стал практически сенсационным, и споры по нему продолжаются до сих пор — как среди правительства и экспертов, так и среди населения.

Согласно законопроекту, наши ЧВК можно будет использовать для охраны своих людей за пределами РФ без вмешательства в конфликты, а также для охраны нефтепроводов, морских судов и прочих задач.
 

Статус сотрудников ЧВК – военные, наемники или гражданские сотрудники?

Так наемники, или нет? Каков статус сотрудников ЧВК по законам РФ?

В принципе, ЧВК — так же, как и наемники — продают свои услуги военного характера. Но сходство между ними на этом и заканчивается.

  • Наемники – формирование искателей приключений за деньги, быстро и тайно формируемое в краткие сроки для крупного и, опять же, быстрого заработка. Пришел, выполнил, получил деньги, исчез. Никаких официальных документов и следов.
  • Сотрудники ЧВК – лица, официально зарегистрированные. ЧВК – это бизнес-структура с уставом и четкими правилами, и многие из таких структур являются частями транснациональных корпораций, сотрудничая с признанными правительствами.

Каков статус российских сотрудников ЧВК? И в чем отличие от ЧВК других стран?

Сотрудники российских ЧВК также мотивированы на прибыль. Но, в силу русского менталитета, российские военные специалисты существенно отличаются от своих иностранных коллег, сохраняя и пропагандируя забытые за рубежом моральные ценности. На данный момент статус российских ЧВК по-прежнему остается в «серой» зоне — что, впрочем, не мешает им успешно работать.

Понятно, что в столь огромной стране, как Россия, заменить регулярную армию ЧВК не смогут, и задача политиков – не столько легализовать ЧВК, сколько четко определить цели, задачи, права и обязанности данных структур.